УСТРОЙСТВО ВИНДСЕРФИНГА. МАНЧАСТЬ


СПИСОК МАТЧАСТИ:

  • Парус
  • Мачта
  • Удлинитель
  • Гик
  • Трапеционные кончики (траплямки)
  • Доска
  • Плавник
  • Петли
  • Чехол для доски
  • Шарнир
  • Стакан
  • Трапеция
  • Гидрокостюм

Верхушка парусной доски

Паруса

Парус состоит из самого полотна паруса, мачты, гика, удлинителя (или стакана) и старт-шкота.

Профиль (фрирайд, фрирейс, фристайл, вейв) паруса задается кроем паруса, мачтой, латами и регулируется оттяжками галсового и шкотового угла. Проходящие сквозь полотно паруса латы фиксируют профиль паруса, делая его жестким и задавая его силуэт. Мачта на которую одет парус динамически отрабатывает порывы ветра, изменяя профиль паруса (уменьшая и увеличивая).

Для сильного ветра, штормовых условий и фристайла размеры парусов задаются от 3 до 6 м.

Паруса для фрирайда: от 3 до 9 м. Количество лат на таких парусах обычно 5-6, что делает их легче и повышает маневренность. В самых недорогих парусах 4-5. Латы делят парус на окна. В окнах на парусе могут иметься различные усиливающие вставки, препятствующие разрыву паруса и дополнительные латы по задней кромке паруса для противодействия flip-flop(трепетанию задней кромки паруса на сильном ветре). Замки с регулировкой для лат с защитой от трения и песка, ПВХ кант (по нижней шкаторине), защищающий парус от трения по палубе доски. Мягкая защита по мачт-карману у основания мачты защищает парус и доску от ударов друг о друга. На галсовом углу обычно стоит ролик для набивания паруса по мачте или люверс(в более дешевых вариантах) . На шкотовом углу имеется люверс один или несколько для набивания паруса по шкотовому углу.

Паруса для фрирейс имеют размеры от 4.5 до 12.5 имеют обычно 7-8 лат и 2-3 камбера.

Камбер – устройство упора для нижних лат, делающее профиль паруса более выпуклым и парус более мощным. Такая конструкция позволяет парусу иметь постоянный профиль и глубину пуза. Это свойство позволяет развивать максимум мощности и контроля одновременно, что очень полезно при соревнованиях на высоких скоростях. Эти конструкции применяют на спортивных или большого размера парусах.

Камберные паруса производят серийно, начиная от 5.0 и больше.

Недостатки - камбера утяжеляют парус, увеличивают мачт-карман, что тоже утяжеляет парус при подъеме из воды. Камберы также, вращаясь вокруг мачты, пропиливают ее в этом месте.

Сборка и разборка камберного паруса очень трудна и требует знания тонкостей настройки и опыта.

Разработаны два камберных упора, которые не столь проблемны:
-North Sails Hyper cam, разработанный Kai Hopf
-UltraCam system, разработанный Pieter Bijl из NeilPryde
Цена на камберные паруса очень высока ввиду их чрезвычайной сложности.

Бескамберные паруса значительно легче, стоят дешевле и составляют большинство, которым пользуются виндсерфингисты для удовольствия.
Собрать и разобрать такой парус можно за пять минут, это стандарт производителей парусов North Sails.

Бескамберные паруса производят для :
- новичков
- детей весом от 20 кг
- подростков и легких женщин весом до 50 кг
- проходящих обучение и прогрессирующих весом до 80 кг
- free ride просто кататься туда-сюда на выходных
- free style катание с трюками
- wave катание в волнах

Мачты и удлинители

Мачта для современного виндсерфинг паруса, в основном, складывается из двух частей:
- основание мачты (base)
- верх матчы (top)
Эти две части почти одинаковы по размеру, для оптимизации транспортировки.
Самое главное качество мачты это способность сгибаться, а не ломаться под порывом ветра, и быстро восстанавливать свою форму.
Способность мачты быть крепкой, основано на качествах материала стекловолокна, пропитанного эпоксидной смолой, применяемого при производстве.
Способность быстро восстанавливать форму зависит от углеволокна carbon, пропитанного эпоксидной смолой.
Сочетание в разных пропорциях содержания стекловолокна, углеволокна и эпокси, создает различные комбинации качеств мачты:

100% epoxy, стеклоткань и эпокси. Мачта эластичная, тяжелая и крепкая - «неубиваемая». Идеальна для начинающих и «бюджетных» виндсерфингистов, так как самая дешевая в ценовой линейке.

25-30% carbon. указанное в процентах содержание углеволокна, делает мачту более легкой и упругой. Идеальна для прокатов и начинающих виндсерфингистов.

50-55 % carbon. указанное в процентах содержание углеволокна, делает мачту еще более легкой и упругой. Идеальна для прокатов и умеющих кататься.

75 % carbon. указанное в процентах содержание углеволокна, делает мачту очень легкой и упругой. Идеальна для катания в волнах и для фристайла.
Требует деликатного обращения, так как высокое содержание углеволокна делает мачту уязвимой к ударам о жесткие предметы.

100% carbon, такая мачта самая легкая, упругая и хрупкая. Идеальна для гоночных парусов. Требует умелого и деликатного обращения, так как очень уязвима к ударам и нагреванию на солнце. Самая дорогая, так как углеволокно очень дорогое.
По длине мачты производятся в основном в размерах, указанных в сантиметрах: 370; 400; 430; 460; 490; 520

В зависимости от длины, находится возможность мачты прогибаться в дугу под нагрузкой. Эта характеристика называется жесткость и измеряется специальным показателем индексом IMCS. Если на мачте написано IMCS 21, это значит что мачта под нагрузкой прогнется от осевой на 21 см. Логично, что длинные мачты гнутся сильнее коротких и имеют большие индексы IMCS.


Удлинители мачт (mast extention) существуют для того, чтобы точно подобрать длину мачты под парус. Удлинители производят из алюминиевого сплава и углеволокна.
Очень часто удлинители имеют в основании встроенную пружину – замок (mast base) для присоединения к шарниру (mast foot).

North Sails выпускает уникальный удлинитель с лебедкой, которая позволяет быстро менять настройку паруса по низу (down haul). Это трудная физически процедура, делала порой невозможной для девушек и подростков, точную настройку этой самой важной настройка паруса.

Выбор и настройка мачты и удлинители

Производитель указывает на парусе характеристики мачты, рекомендованной конструктором – шейпером.
Если написано IMCS 21, то оптимально парус будет работать именно с этой мачтой. Большее или меньшее значение, будут изменять характеристику от нормы. Более эластичная мачта сделает парус «резиновым», жесткая мачта придаст парусу более «конкретный» характер.

На парусе пишут, например, Luff 450. Это рекомендованная длина мачты. Такой именно размер мачты не выпускается, рядом стоящие аналоги 430 и 460. Если мы выберем 460, то излишек в 10 см нужно будет куда-то убирать. Или он будет торчать над верхушкой, если парус с изменяемым способом крепления верха (vario top); или парус будет поднят на 10 см над шарниром. Оба эти случая не очень хороши.

Следует взять мачту 430 и удлинитель к ней, способный дать нам недостающие 20 см. Следует отметить: желательно, чтобы значительная часть удлинителя оставалась при этом в мачте.
Если удлинитель 50 см, то в мачте остается 30 см и 20 см работает на удлинение, это нормально.
Если удлинитель 25 см, то всего лишь 5 см остается в мачте, а 20 см работает как удлинение мачты и как рычаг, не очень хорошо давящий в небольшой участок основания мачты. Можно применять такой удлинитель, но короткое время, чтобы не повредить мачту.

Гик и их свойства

Гик (boom) служит для контроля за парусом. Мы держим парус при помощи гика и поворачиваем к ветру под нужным нам углом.

Основные качества, которые мы требуем от современного гика:

Форма гика, насколько широко находятся трубы друг от друга Чем уже трубы друг к другу, тем ближе трубы находятся к парусу и тем быстрее вы чувствуете парус.

Легкий или тяжелый гик, это важно для веса всего паруса в сборе rig и контроля за парусом. Легким гиком удобнее управлять парусом. Вес современных гиков колеблется от 2, 3 кг до 3.2 кг. 

Прочность позволяет гику не деформироваться и сохранять форму под нагрузками. Непрочные гики могут «сложиться», то есть изменить форму под нагрузкой во время катания и сделать управление парусом очень неудобным, если возможным вообще.

Жесткость гика являлась чуть ли не главной характеристикой и логично считалось, что чем жестче гик, тем меньше уходит энергии на «борьбу» гика с виндсерфингистом. Когда парус меняет мощность под порывом, виндсерфингист пытается противостоять этому моменту и тянет гик на себя. Если трубы не жесткие, то сначала немного прогибается и тянется гик, а потом уже парус. Шейпер досок для F2 Patrik Diethelm считает, что слишком жесткие карбоновые гики не очень хороши и есть необходимость сделать их столь же естественно гибкими, как и гики из алюминиевых сплавов.

Способ соединения оковки и труб: винты, пружины или склеенные важен при транспортировке, если идет борьба за компактность. Гик на пружинах легко разбирается, но имеет большие люфты. Гик на винтах можно разобрать и собрать при условии, что винты не «закисли» и отворачиваются, в противном случае гик становится не разборным. Гики склеенные при производстве способом monocoque считаются самыми жесткими и прочными.

Толщина труб (tube) важна для контроля и прочности. Чем толще труба гика, тем гик прочнее. Чем уже труба гика, тем удобнее его держать и контролировать. Современные гики имеют тенденцию к уменьшению диаметров труб. Толщина труб колеблется от 29 до 26 мм, тонкая часть находится «под руками», утолщается в местах крепления.

Удобство при присоединении и отсоединении к парусу:

Способ присоединения передней оковки в мачте и минимальное время на присоединение является критическим моментом, когда вы уже полностью натянули парус по низу и теперь пытаетесь поставить гик на мачту. Некоторые гики ставить удобно и быстро, некоторые ставить приходится долго и неудобно. Некоторые гики имеют ненадежное крепление передней оковки к мачте, и гик соскальзывает под нагрузкой во время катания, что приводит к крайним неудобствам.

Удобство задней оковки важно для того, как быстро и надежно вы можете прикрепить задний угол и как легко вы сможете настроить парус. Некоторые задние оковки просты и понятны, система loop-to-loop достаточно надежна. Настраивая некоторые оковки, каждый раз приходится вспоминать, куда следует продевать веревку в хитросплетении отверстий, зубчиков и роликов.

Материал, из которого изготовлен гик: сплав алюминия, углеволокно carbon, трубы из алюминия задняя оковка и трубы удлинителя из углеволокна напрямую связан со свойствами гика как жесткость, вес, прочность.

- Гики из карбона самые жесткие и самые дорогие. Карбон очень хрупкий и с ним нужно уметь обращаться, поэтому гики из карбона популярны у профессиональных гонщиков.
- Гики из алюминиевых сплавов легкие, достаточно прочные и неприхотливые в использовании. Самые дешевые из гиков, и самые популярные.
- Композитные гики, у которых задняя оковка и трубы удлинителя сделаны из карбона, а трубы гика из алюминия, становятся все более популярны, так как сочетают неприхотливость труб алюминия и жесткость карбона.

Трапеционные кончики (траплямки)

Мы можем перераспределить тягу от паруса более эффективно, если прицепим парус к своему телу при помощи трапеции с трапеционным крюком и трапеционных концов.

Теперь тяга паруса будет передаваться в движение доски более коротким путем.

Трапеционные концы выпускают:

Трапеционные концы с возможностью регулировать длину (обычно производят длиной 20" — 28") vario/adjustable;

Это дает возможности подстроить позицию паруса во время гонки. Чем дальше от вас находится парус, тем легче парусу проявлять свою мощь и характеристики. В сильный ветер парус лучше подтянуть к себе для контроля. Вы можете применять такие возможности, чтобы подобрать оптимальную длину для себя и потом пользоваться более простыми концами фиксированной длины. 

Трапеционные концы фиксированной длины (выпускают длиной от 20" до 34") fixed
Длина трапеционных концов подбирается по индивидуальной длине рук виндсерфингиста и зависит от типа трапеции.Важно, чтобы руки были выпрямлены, когда вы держите парус на трапеции.

Сидячая трапеция требует применения 20" — 24";

Поясные трапеции позволяют держать парус на концах 26" — 34" 

Настройка петель

✦ Положение трапеционных концов на гике может быть подсказано информацией на парусе или на самом гике.

✦ Если такой информации нет, то начните установку с 1/3 длины гика от мачты или попробуйте найти точку равновесия паруса.

✦ Расставьте крепления концов на ширину ладони.

✦ При первом выходе на воду подстройте положение петель в зависимости от ваших ощущений:

- если парус тянет мачтовую руку (переднюю), сдвигайте вперед кончики;

- если парус тянет шкотовую руку (заднюю), сдвигайте кончики назад.

Доски

Allround/Fun: Начальные доски, длинные и широкие, с большим объемом и массой швертовые, расчитаны на начинающих и на тех серферов, которые наслаждаются тем, что умеют. Подходит для всех: полных и худых, стара и млада.

Widestyle: Современный тип начальных досок, введенный фирмой Hi Fly, Starboard. Нечто среднее между allround/fun и freeride.

Race: Гоночные доски, швертовые, предназначенные для курсовых гонок (cource race). Представлен специальной доской - RS:X - это истинный гибрид, которая подтверждает свое назначение компромиссом между традиционными гоночными досками в неглиссирующем режиме и захватывающими скоростями формульных соревнований при 6 м/с. При разработке создавалась доска с характерными глиссирующими данными досок Formula Windsurfing в сочетании с хорошими ходовыми характеристиками в неглиссирующем режиме. Доска должна была использоваться в ветровом диапазоне от 1.5 м/с до 15 м/с. Доска должна была соответствовать всем требования и условиям Олимпийских регат: гонки при слабом ветре, заход в узкие порты, гонки при различных условиях воды и ветра. Доска должна была начинать глиссировать на столько быстро, на сколько это возможно.

Formula Windsurfing: Широкие бесшвертовые доски для специальных формульных соревнований при 6 м/с.

Olympic race: Доски для Олимпийских Игр. В прошлом только одна доска была сертифицирована для использования на Олимпиаде: Mistral One Design. Длинные, швертовые, достаточно широкие и тяжелые, они расчитаны на паруса максимальной площади.

Freeride: Универсальные доски на которых катается абсолютное большинство. Короткие, легкие, комфортные, маневренны – они легко выходят на глиссирование.

Slalom: Доски для соревнования в скоростном слаломе. Расчитаны, в основном, на сильный ветер, на скоростное катание на парусной доске по траектории, напоминающей восьмёрку.

Super X: Одна из дисциплин в соревнованиях по виндсёрфингу. Это некая смесь слалома и фристайла. Спортсмены выполняют акробатические трюки и прыгают во время прохождения трассы.

Speed Racing:
Скоростной заезд спортсмена на дистанции 500 метров. Участник соревнований имеет также добавочных 300 метров дистанции для разгона.

Freestyle: Расчитаны в том числе на выполнение различных акробатических трюков.

Wave: Короткие доски, рассчитаны специально для сильных ветров и катание в волнах.

Выбор доски и ее свойства 

Мало ветра - берем много доски.
Много ветра - берем мало доски.
Объем доски в литрах написан на палубе.

У доски есть свойства, которые могут и должны влиять на ваш выбор:

Свойства доски: 
  • объем в литрах (volume)
  • ширина доски в сантиметрах 
  • длина доски
  • легкость выхода на глиссирование 
  • способность ехать быстро 
  • способность маневрировать 
  • легкость управления 
  • контроль доски в сложных условиях 
  • способность проскальзывать вбок и кормой вперед 
  • вес доски


✦ Объем. Размещение обьема доски меняет характер поведения доски. Современные доски стали короче и шире, основной объем располагают в районе петель для ног. Применяют вогнутые палубы для уменьшения объема доска в районе носа.

Объем доски для новичков определяют по формуле:

Объем доски для новичка = вес виндсерфингиста + вес паруса и защитной одежды(25 кг) + 100 литров запаса

Объем доски для умеющего кататься также зависит от веса тела и личных ощущений при катании, обусловленных степенью подготовленности и погодными условиями.

Различают виндсерфингистов, в зависимости от веса тела на :
- легких до 75 кг
- среднего веса от 75 до 95 кг
- тяжеловесов от 95 кг

Нормальной считается доска, объем которой равен весу тела или вес тела + 15 кг.

Большой доской считается доска, объем которой равен весу тела + 35\45 кг

Маленькой доской считается доска, объем которой меньше веса тела человека.

✦ Ширина доски измеряется в сантиметрах в самом широком месте. Широкие доски «комфортнее» узких досок, так как более устойчивые и стабильные на воде.

Широкая доска быстрее, чем узкая, выходит на глиссирование, что очень важно при современной технике катания.

Широкая доска не может ехать очень быстро и медленнее узкой доски, что удобно для пугающихся большой скорости учеников.

Узкие доски более маневренные и "живые", что необходимо в некоторых видах катания. Узкая доска легче управляется в сильный ветер, ее не так сдувает как широкую.
✦ Длина доски указывается в сантиметрах (футах и дюймах, если доски сделаны для катания в волнах).
✦ Способность доски ехать быстро не всегда желательна, например, в случае, если виндсерфингист катается еще не уверенно и ему нужно больше времени на реакцию. «Медленные» и неповоротливые доски дают массу времени на возможность принять верное решение или исправить ошибку. «Быстрые» доски, предназначенные для спортсменов.

✦ Способность доски маневрировать зависит от формы «шейпа». Доска прямая – быстрая и неповоротливая. Прямые доски предназначены для скоростных заездов и слалома, чтобы повернуть такую доску на скорости, требуется много умения выполнять специальные повороты.

Доска в форме «банана»- медленная и маневренная. Предназначены для мягкого катания в волнах, непринужденно поворачивают и им нужно немного места чтобы выполнить дугу поворота.

✦ Контроль доски в сложных условиях является залогом того, что вы получите удовольствие или будете мучиться от сильного ветра и волн. Доски, которые легко контролировать, позволят вам кататься в сильный ветер и волны без особых проблем. Доски с плохим контролем будут выпрыгивать из - под вас, «козлить», вы будете постоянно чувствовать неуверенность и даже страх.

✦ Способность проскальзывать вбок и кормой вперед применяется для специальных трюков и элементов в видах катания «райдинг в ветровых волнах on shore riding» и «фристайл freestyle».
Катание в волнах, которые созданы ветром дующим на берег, считается самым трудным технически из-за структуры волн. Современные доски делают этот процесс более доступным, используя контролируемый «скатывающий вбок момент», позволяя удержаться в пространстве волны.
Фристайл в его современном проявлении «новой школы new school», построен на способности доски контролируемо скользить вбок или кормой вперед, позволяя создавать трюки невыполнимые на обычной доске.

✦ Вес доски зависит от материалов, примененных в конструкции доски и, является фактором комфорта для непрофессионалов и необходимостью для спортсменов. Делая доску крепкой настолько, чтобы она «выжила» под виндсерфингистом - любителем, производители предлагают минимальный вес из возможного. Делая такую же доску для спортсменов, они жертвуют надежностью в угоду весу доски. Обычному виндсерфингисту не следует, подражая спортсменам, покупать доски из дорогого «карбона», переплачивая существенные суммы и получая хрупкую оболочку, с которой еще следует научиться обращаться.

Настройка доски

Выбрав доску в соответствии с личным весом, погодными условиями, уровнем катания и задачами, которые предстоит выполнять на доске, следует настроить доску. Основная цель настройки - доска должна ехать по воде плоско.

✦ Если у доски нос "смотрит в облака", то доска не может ехать легко, так как толкает перед собой воду. Следует разместить вес таким образом, чтобы нос доски прижался к воде. Можно немного сдвинуть вперед к носу доски шарнир (mast foot)

✦ Если у доски нос зарывается в воде, то доска не может ехать легко и вас может выбросить в "катапульту". Следует разместить вес таким образом, чтобы нос доски разгрузился. Можно немного сдвинуть назад к корме доски шарнир mast foot

✦ Если вода гладкая, для того чтобы задавить борт доски и иметь хороший контроль на скорости, следует крепить петли для ног ближе к краю и корме доски. Рекомендуемое количество петель на доске: четыре

Размер петель при катании на гладкой воде можно сделать поменьше, чтобы петля плотно облегала ступню. Вы должны видеть свои пальцы на ноге из под петли!

✦ Если вода неровная, для того чтобы доска не выпрыгивала из под вас и иметь хороший контроль, следует крепить петли для ног ближе к середине и носу доски. Рекомендуемое количество петель на доске: три

Размер петель при катании на неровной воде можно сделать побольше, чтобы нога свободно входила и выходила из петли.

Подбор плавника

Если вы ловите постоянно спинауты, или доска пытается встать "на ребро", как бы вы не упирались в борт - не спешите ругать парус, скорее всего ваш плавник не соответствует площади паруса. Для правильного выбора плавника есть таблица, но можно вычислить и по формуле:

длина плавника(см) = площадь паруса(кв.м.)x5 +4

а для тех кому лень вычислять забита таблица для всех размеров парусов. best оптимальный размер, но вполне отлично подойдут и max, min.

В какую сторону изменять размер зависит от вашего веса, если вы весите больше среднего - плавник нужен длиннее, если вы легкий, плавник нужен поменьше. 

При парусе от 2.8 до 5.5 рекомендуется wawe плавник, 5.5-8.0 freeride, 8.0 и выше race. 

Это общие рекомендации и окончательный выбор зависит от вашего стиля катания.

Трапеция

Если вам приходится делать паузу в катании из - за того что сильно устают руки, значит пора прикупить трапецию и трапец шкотики. От того какой стиль катания вам больше нравится и в какой дисциплине вы намерены особенно преуспеть зависит ваш выбор, т.к. трапеции бывают разные по предназначению и конструкции. Для гонок race, slalom больше всего подходят сидячие трапеции, для freestyle, freeride, wave лучший выбор поясные трапеции, при этом если вы хотите себя чувствовать более защищенным от стихии лучше выбрать комбинированную со спасжилетом трапецию, а для летних условий можно выбрать трапецию комбинированную со штанами. Длина трапец шкотов зависит от того какой тип трапеции вы выбрали и от вашего роста. Для сидячих трапеций шкотики нужны более длинные чем для поясных, так же если вы высокий человек, вам понадобятся более длинные трапец-шкоты.

Сидячие трапеции race, slalom

Преимущества сидячих трапеций в том что они позволяют более комфортно ходить длинными галсами, особенно на больших парусах. Из-за того что трапеция обхватывает ваши бедра с внутренней стороны она не может сьехать по вашему телу вверх, как это делают поясные трапеции при долгом нахождении в низкой стойке. Вы как бысидите на трапеции, ваш центр тяжести находится ниже чем в поясной трапеции, поэтому вам легче уравновешивать силу тяги большого паруса, и вам легче контролировать парус. При амортизировании коленями волн за счет более длинных трапец шкотов, ваше тело (а значит и центр тяжести) находится в одной точке по отношению к доске, поэтому правильно отвисая на сидячей трапеции вы будете находиться в более стабильном положении чем на поясной трапеции. Недостатком сидячей трапеции является необходимость совершать более амплитудные движения при отцеплении и зацеплении за трапец шкоты, на эти операции нужно потратить больше времени, чем при использовании поясной, поэтому в условиях больших волн или при исполнении элементов фристайла пользоваться сидячими трапециями немного сложнее, хотя конечно самый главный фактор это мастерство виндсерфера.

Поясные трапеции freestyle, freeride, wave

Поясные трапеции, более быстрые в плане использования. Вы практически мгновенно можете отцепиться от трапеции если вам нужно. Поясные трапеции подразумевают более высокую стойку и из-за этого позволяют быстрее реагировать на изменения происходящие с парусом и доской. Поэтому выполнять разные элементы фристайла в поясных трапециях легче, особенно для новичка. Главным недостатком таких трапеций является то, что постепенно трапеция может съехать вверх по вашему телу, особенно если вы неплотно её оденете. Этот недостаток проявляется в основном при долгих нахождениях в низких стойках. Так же в поясной трапеции тяжелее удерживать большой парус, особенно на порывах, т.к. центр сил на трапеционном крючке находится немного выше. По конструкции поясные трапеции могут выполняться вместе со спасжилетом или быть скомбинированными вместе со штанами, что выбирать - решать вам. На вашем теле поясная трапеция должна располагаться так, чтобы крюк находился примерно на вашем пупке, затягивать трапецию нужно как можно плотнее, но конечно не настолько чтобы затруднять дыхание. На некоторых трапециях крюк фиксируется ремнями, но есть модели, так называемые автоматы - на них крюк фиксируется защелками. Такие трапеции намного удобнее при одевании, единственное на что нужно обратить внимание - из чего сделана лента с защелками, лучше чтобы она была металлической, т.к. любые пластмассовые детали ослабевают под воздействием солнечных лучей и не стойки к постоянным изгибающим моментам.

Принцип действия трапеции, силы и моменты

Ваша основная задача при хождении на доске - уравновесить тягу паруса. Чем больше доска, тем больше ее масса и сопротивление, соответственно энергии для вывода на глиссирование и поддержание этого режима требуется больше, при этом возрастает необходимая площадь паруса. Но даже на маленькой доске с маленьким парусом сила тяги, которую трабуется уравновесить достаточно большая и ваши руки не смогут долго испытывать такую нагрузку. Для этого существует трапеция - основная ее функция снять нагрузку с ваших рук и переместить ее на ваше туловище, другими словами использовать ваше тело как противовес парусу, и связующим звеном в этом случае выступают трапец шкоты, а не руки. Тяга трапеции направлена в противоположную сторону тяге паруса и необходимым условием равновесия является расположение этих сил на одной прямой, в идеале вам руки для этого не нужны, но на самом деле точка центра тяги паруса не остается все время на одном и том же месте, т.к. парус меняет форму при изменении силы ветра, да и ветер дует не равномерно и постоянно меняет направление в небольших пределах. Поэтому возникают поворачивающие моменты (силы паруса и трапеции постоянно незначительно расходятся не меняя направления) И вы компенсируете эти расхождения руками, чем точнее расположены ваши шкотики на гике - тем меньшие усилия вам требуются для уравновешивания.

Самый главный момент при настройке шкотиков - найти точку на гике, через которую проходит линия силы тяги паруса (на рисунке черная тонкая линия) трапец шкоты должны крепиться так, чтобы цепляясь трапецией за них крюк трапеции находился на этой линии, при этом ваши руки будут максимально разгружены.

✦ Если точка в которой крюк трапеции зацеплен за шкотики смещена в корму доски возникает момент, который вы компенсируете носовой рукой (на рисунке показано красными стрелками, носовая рука устает больше).

✦ Если точка смещена к мачте, возникает момент который вы вынуждены компенсировать кормовой рукой (кормовая рука устает больше).

✦ Если больше устает носовая рука - передвиньте шкотики ближе к мачте, если больше устает кормовая рука - передвиньте шкотики ближе к корме. 

✦ Расстояние между концами шкотиков на гике должно быть не больше двух кулаков.

Чем дальше смещена точка тяги трапеции, тем больше приходится усилий на ту или иную руку. Вооружите парус на берегу, оденьте трапецию и попытайтесь зацепиться трапецией за парус, наполните парус ветром и постарайтесь определить как вам нужно передвинуть трапец шкоты, чтобы вы могли удерживать парус без рук, делать это желательно при хорошем ветре. Проделайте это для обеих сторон гика, а более точную настройку вы проведете уже при катании - самый главный признак правильного расположения шкотиков на гике - ваши руки устают одинаково (а в идеале вообще не устают). 

Никаких специальных условий для ходжения в трапеции не существует, если вы правильно настроили трапец - шкоты, правильно подобрали и одели трапецию, никаких проблем у вас возникнуть не должно, как только вы заняли более менее стабильное положение на доске, выровняли курс - можно цепляться за трапец-шкоты. Чем быстрее вы научитесь контролировать доску в трапеции, тем быстрее вы станете в петли, поэтому цепляйтесь трапецией при первой же возможности. Конечно это не значит что нужно любой ценой оставаться зацепленным, если вам кажется что оставаться зацепленным не стоит, тут же снимайтесь. Сняться с трапец шкотов следует перед выполнением поворотов, при закисании ветра, перед тем как порыв вас бросит вперед (и вы увлекаемые трапецией упадете на парус или на нос доски) но т.к. порыв приходит внезапно, сразу учитесь падать так чтобы не получить травм или не порвать парус. 

Никогда при падении не отпускайте гик, наоборот - почувствовав что вы упадете - крепче сожмите гик и тогда вы упадете не на парус, а как бы упретесь в гик руками, после чего можно уже отцепиться. 

Самое опасное падение - когда вы немного уваливаетесь и вас настигает порыв, вы не можете видеть что происходит сзади, поэтому порыв будет для вас полной неожиданностью, при падении в такой ситуации вас вместе с парусом бросает на нос доски, поэтому будьте готовы к порыву при уваливании в трапеции и разместите свое тело немного в корму, чтобы устоять порыву, но если вас все таки понесло, руками удерживайте гик и старайтесь упасть вбок, на подветренную сторону, это трудно поэтому лучше не допускать таких ситуаций. 

При хождении в трапеции следите за тем, чтобы вашим весом как бы придавливать шарнир к поверхности воды, тем самым вы создаете MFP, без правильного соблюдения MFP (давление на шарнир) вы не сможете встать в петли, т.к. чтобы иметь возможность найти ногой петлю вам надо будет ногу от поверхности доски оторвать и если при этом ваша нога участвует в распределении веса на доске равновесие сил и моментов нарушится и вы вместо того чтобы встать в петлю будете вынуждены лихорадочно восстанавливать равновесие. Ваше тело в трапеции должно напоминать груз привязанный к гику - ваше тело должно висеть на гике, причем вес должен тянуть гик как можно больше вниз, а не наружу от паруса, но при этом ваше тело должно находиться над водой, а не над доской - пытайтесь найти оптимальное положение вашего тела вывешенного на трапеции, от этого зависит ваша скорость, стабильность и экономия сил - помните когда вы правильно висите на трапеции ваше тело не испытывает нагрузок. 

При хождении в трапеции возьмите себе за правило пытаться на несколько мгновений отпустить по очереди то одну руку, то другую - это поможет вам определить возможные ошибки по распределению веса, положению вашего тела и настройке трапец шкотов. 

Если вы идете остро к ветру (привелись) висите немного вперед, если вы уваиваетесь - отвисайте ближе к корме. 

И напоследок - есть конструкции трапец шкотов позволяющие одеть их на гик, не разбирая его, это намного удобней.

Гидрокостюм

Покупать гидрокостюм нужно только там, где есть выбор, т.е. вашего размера должно быть в наличии несколько моделей, плюс желательно примерить на размер больше и меньше, после этого вы точно сможете определить какой именно гидрокостюм вам подходит

Оденьте гидрик, расправьте все складки, поприседайте, походите, повернитесь, понагибайтесь, удобно? нигде не жмет? дышать легко? да? - снимайте и начинайте мерять другой, после трех-четырех примерок вы точно будете знать на чем остановить свой выбор, поверьте, это очень важно, не стесняйтесь, не обращайте внимание на раздраженность продавца, вы клиент и вы всегда правы, даже если ничего не купите.

Сократить время на выбор гидрокостюма можно правильно отсеяв все заранее неподходящие модели.

Первое требование - гидрокостюм должен быть гладким снаружи, а не шершавым. В общем, чтобы неопрен был покрыт снаружи водонепроницаемым тонким слоем, чтобы вода быстро стекла и поверхность быстро высохла, а если пропитанный водой слой будет постоянно находиться на ветру, вода испаряясь будет сильно охлаждать вас, и вместо утепления вы получите обратный эффект.

Качество материала - он должен быть эластичным, хорошо тянуться и быстро возвращаться в исходное состояние после сжатия не теряя толщины и не оставляя растяжек.

Гидрокостюмы бывают разного типа:

сухие - при температурах около нуля,

полусухие - при температурах около нуля,

мокрые - подходят для виндсерфинга

Обычно берут по толщине примерно 3 - 4 мм, хотя это конечно зависит только от вас и особенностей вашего тела. Обратите внимание на то, в каких местах гидрокостюм утолщен, такие места как пах, грудь, спина должны быть толще, для уменьшения теплоотдачи. Также особое внимание обратите на колени - вам не раз придется залазить на доску и гидрокостюм не сильно приспособлен чтобы соприкасаться с "просоленной" поверхностью доски, на коленях обязаны быть резиновые накладки, чем шире, тем лучше.

По конструкции гидрокостюмы бывают полные, раздельные и короткие. Лучший вариант - полный гидрик и жилет на случай особо холодной погоды, который одевается поверх полного, модели с отдельными рукавами приносят больше неудобств, чем сулят, хотя, конечно это дело каждого. Ну а короткий гидрокостюм на случай, когда вроде и не тепло, но и не холодно.

Самое главное - гидрокостюм должен плотно облегать ваше тело и сидеть так, чтобы не было складок и места, где будет скапливаться вода, рукава и "ноги" не должны быть свободными, а должны плотно прилегать и не пропускать воду внутрь.

Шлем - обязательно гладкий снаружи иначе "мозги простудите", должен плотно облегать вашу голову, но не сдавливать её.

Перчатки - толще 3 мм покупать нет смысла, желательно та часть, которой вы хватаетесь за гик была кожаная, так прослужат дольше, разные варианты "с титановым напылением" стираются после двух трех каталок. Кожа на воде размокает и растягивается, поэтому лучше перчатки немного меньше, чем немного больше.

Ботинки - если катаетесь там, где много песка лучше высокие, чтобы песок не попадал внутрь, подошва чем тоньше - тем лучше, так быстрее к петлям привыкнете, после летнего времени босиком, особое внимание обращайте на застежки - все должно быть прочным, чтобы набегающим потоком вас не "разуло"

ПОКУПКА МАНЧАСТИ

Если вы хотите приобрести снаряжение - вы должны быть готовы к тому что это вряд ли будет - одна доска и один парус и через некоторое время вам придется все это как-то модернизировать.

Первая доска должна быть относительно большой и недорогой. Но если вы уже имеете минимальный опыт в серфе (на уровне самостоятельного возврата на берег), то учебная доска уже не для вас, можно смело брать спортивную(фрирайд) начального уровня с литражом в районе 1,5 от вашего веса! По крайней мере в первый сезон вы её врядли перерастёте. Чем больше доска - тем она "ленивее". Что вам важнее спокойное ленивое перемещение по воде, или динамика и быстрый прогресс - каждый выбирает сам.

Шверт. Если он съёмный, то точно не помешает. Потому как первый успех новичка - возврат на берег без посторонней помощи. Первые занятия и первый поворот оверштаг будут происходить в слабый или средний (для паруса) ветер. Доска не будет глиссировать, а вот здесь шверт позволит резаться к ветру под острым углом и на малой скорости. Но шверт не главная деталь доски и помогает сделать только самые первые шаги.

Петли должны быть обязательно, не убитые, лучше, если регулируемые (проверить при покупке!). На доске должно быть много вариантов установки.

Плавник. Часто тип плавника написан на самой доске. Но достаточно понимать, что чем больше доска, тем больше и плавник.

Чехол для доски.
Просто необходимая вещь, если вы ездите на каталку на авто или храните доску на балконе. Лучше иметь выгоревший чехол, чем потрескавшуюся доску

Покупая парус обратите внимание на специфику применения, - wave (катание по волнам), race (слалом), freeride (катание смешанного типа), freestyle (для выполнения элементов фристайла). Сам парус и его компоненты называются в обиходе верхушкой. Если же хотите купить хороший комплект для виндсерфинга - вам придется покупать его по деталям.

В идеале парус должен работать с родной (рекомендованной производителем) мачтой. Тогда остаётся только правильно всё настроить. Но первую настройку должен делать профессионал. После ремонта (замены окон) или при старении паруса их тоже надо настраивать. Покупать надо парус в состоянии "готов на воду", а не в ремонт. Лучше брать парус у бережного хозяина, с набивкой, а ещё лучше с проверкой на воде.

Размер паруса для новичка. Зависит прежде всего от веса и места предполагаемого катания.

Тип паруса. Новичку нельзя покупать камберный парус: эти паруса более "нежные», чаще всего ломают при неправильной набивке/разборке паруса, и всегда намного дороже и тяжелее. Зато стабильнее в провалах ветра. Он вам понадобится потом, если вы решите катать слалом или формулу. Брать бескамберный парус больше 7-ми метров большая глупость. Наоборот можно (напр 6,5 камберный). Чем больше парус - тем больше камберов. При 8-ми квадратах 3 или 4.

Размер 2-го паруса. Если у вас уже есть 6,5 или 7 и нужен больший то разумно взять на 1,5-2 квадрата больше. В сторону уменьшения уже надо брать на 1 квадрат меньше.

Мачта может иметь потёртости и мелкие царапины. Но не имеет смысла брать мачту с изгибом, разбитым нижним концом или болтающуюся в сочленении. Клееные мачты – не пригодны для катания. Кроме родных мачт есть ещё много совместимых. Иногда они даже работают лучше родных, при этом существенно дешевле. Но единственный надёжный способ проверить совместимость - набивка паруса. Опытный сёрфер сразу скажет подходит мачта или нет. Новичок различий не увидит.

Шарнир не должен иметь трещин на резинке.

Удлинитель должен иметь как минимум не убитую защёлку (шарнира), нужный тип SDM/RDM и длину.

Гик можно брать любой (с нужным размером). Проверить переднюю и заднюю оковки, чтобы не было трещин, как фиксируется передняя оковка. Ну и чтобы из гика не сыпался белый порошок корродированного алюминия...

Трапконцы подойдут любые, лишь бы целые. Потом, когда поймёте, что к чему - купите нужный размер.

Стартшкот. Новичку, да в слабый ветер без него никак. Можно хоть самодельный. Лишь бы руки не натирал и не болтался как попало. Крепится стартшкот за мачту выше гика, но не за гик(гик будет всё время сползать вниз, когда парус тянут из воды).

Трапеция. Обязательный атрибут снаряжения. Сидячая или поясная - дело вкуса, и в некоторой степени анатомии. Сидячая больше подходит для больших парусов и больших людей. Трапеция имеет свой размер, поэтому лучше мерять. Ну и вам должно быть в ней удобно. Лучше для начала попросить у кого-то покатать, а потом принимать решение, какую покупать.

Гидрокостюм. Для летней каталки как минимум гидротрусы: минимизируют риск простатита и радикулита. Вода с трапеции всегда стекает в те самые места... Ну а наличие 2-3 гидриков позволит катать круглый год (при плюсовой температуре воздуха). Гидротапки и гидрошлем позволят катать практически при любой погоде. Перчатки - очень спорная тема, на любителя.